Рекомендации учителя-логопеда родителям на период режима самоизоляции

Игра,только игра!

Заранее подумайте, где и как можно с ребенком поиграть. Предложите ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:

Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)

Стараться надувать игрушки, поддерживать в воздухе лёгкий предмет ,например, перо.

Дуть на детские флюгера, на обёртки из-под конфет(или передавая друг другу, или «задувая» голы,через широкие коктейльные трубочки дуть на шарик из бумаги-попадать им в «цель»

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:

Собирать, перебирать мелкие предметы, игрушки ;

Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);

Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)

Вырезание

Лепка из пластилина,теста

Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;

Перебирать крупы;

Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);

Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

Плести из бисера;

Лепить из пластилина, пластика, теста.

Играем, развивая фонематические процессы:

Закрой глаза и различи как можно больше звуков(кто сказал?)

Угадай какой предмет издает звук( ударили ложкой, карандашом)

Повтори за мной ( слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д);

Назови первый (последний) звук в слове;

Где спрятался звук — в начале? В середине? В конце? — ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ.

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата, поэтому

НЕ ЗАБЫВАЕМ ПРО АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ!

Учим каждый день одно новое слово, можно сделать рисунок этого слова

Скажи наоборот (высокий-низкий)

Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)

Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик)

Один – много (стул – стулья, много стульев; дом – много домов)

Назови, какой? (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный)

Подбери нужные слова (Какие бывают собаки: большие, служебные …)

Угадай, какой предмет задумал (по описанию узнать задуманный предмет) (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза)

Угадай предмет» (часть тела, транспорт), задавая вопросы, можно ответить только «да» или «нет».

Называем слова с определённым слогом, звуком

Составляем предложения с заданными словами

«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка…»).

Играем с детьми  в цвет дня. Каждый день недели назвать «своим цветом», например, понедельник — красный, вторник — оранжевый, среда — желтый и т. д. по цветам радуги. Каждый день надевать одежду или какую-то деталь одежды определенного цвета, попробовать найти продукты такого цвета, или время от времени кричать, например, «красный» — и нужно быстро дотронуться до предмета этого цвета.

Не стоит забывать и о книгах, читайте больше. Пусть ребёнок перескажет вам рассказ, подумает и скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче.

Чаще говорим с ребёнком, следим за собственной речью, избегаем слов-паразитов, так как дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

В период режима самоизоляции у многих родителей появилась необходимость работать в домашних условиях. И не всегда есть время для игр с детьми. Предложенные далее игры помогут ребёнку весело и с пользой провести время ,развивая при этом у них самостоятельность.

Вам могут понадобиться офисные предметы, или канцелярские мелочи: корректор, листы бумаги, карандаш, ластики, цветной скотч, скрепки, ножницы, стикеры или наклейки; а также старые газеты, старые рекламные буклеты, журналы, а также ненужная (пустая) упаковка – коробки, фантики и т.п.

«Найди все наклейки»

Если у вас есть маленькие закладочки с клеевым краем, или небольшие наклеечки, то можно очень быстро организовать игру по их поиску. Причём эта игра может занять ребёнка на длительное время, если взрослый постарается. Итак, пока ребёнок не видит, пройдите по всей квартире и налепите наклейки на двери, мебель, бытовую технику. Причём налепить нужно так, чтобы некоторые наклейки можно было найти легко, а некоторые – не сразу. Игра хорошо развивает ориентировку, внимание, наблюдательность, а также способствует развитию движений – ведь ребёнку нужно будет ходить, наклоняться, поворачиваться, отклеивать наклейки

«Забели буквы»

Для этой игры понадобится флакончик с корректором («штрих») и старая газета или ненужный журнал. Предложите ребёнку найти и закрасить (забелить) корректором, например, все буквы «А» на странице. Чтобы ребёнку было интереснее, можно выделить фрагмент текста (или несколько фрагментов) карандашом или фломастером, обозначив на каждом свою букву. В качестве нового варианта этой же игры можно разрезать газетный лист на несколько частей и на каждой ребёнок закрасит разные буквы. Такая игра обязательно понравится ребёнку и может увлечь его надолго. Она замечательно развивает буквенный гнозис, внимание и графические умения.

«Умная резинка»

К этой игре маме или папе нужно немного подготовиться. Взрослому понадобится лист белой бумаги, простой карандаш, а ребёнку – ластик.

1 вариант. Взрослый заранее рисует на листе бумаги простые предметы карандашом. При этом в каждом рисунке допускается какая-то неточность. Например, это может быть отличающийся по длине луч солнца, цветок на облаке, рыбка на дереве, лишнее ухо у зайца, груша на яблоне т. п. Чем лучше подготовится взрослый к игре, то есть, чем больше предметов он нарисует, тем увлекательнее будет для ребёнка выполнение задания. Задача ребёнка – стереть «умной резинкой» все неточности, лишние предметы. При желании он может дорисовать что-то своё. Игра развивает мыслительные способности, наблюдательность и моторику.

2 вариант. Взрослый рисует на листе бумаги буквы или цифры с лишними элементами. Ребёнок с помощью «умной резинки» исправляет допущенные ошибки. С помощью этого варианта игры хорошо закрепляется умение узнавать знакомые буквы или цифры.

3 вариант. Это самый сложный вариант игры. Он подходит для тех детей, которые уже умеют читать. Взрослый пишет короткие слова, допуская ошибки в написании самих букв (как во 2 варианте игры) или в самих словах, добавляя, например, лишнюю букву. В этой игре совершенно незаметно для ребёнка идёт развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

«Весёлые скрепки»

Канцелярские скрепки – отличный материал для конструирования. Но играть с ними, конечно же, нужно под присмотром взрослого! Покажите ребёнку, как соединять скрепки друг с другом. Соединяя скрепки, можно сделать бусы и браслет для куклы, дорогу для игрушечной машинки. Кроме того, можно выложить разные изображения на листе бумаги или картона, или прямо на столе. Очень полезно выкладывать буквы или цифры. Такие игры отлично развивают моторику и конструктивные способности ребёнка.

«Вырезание надписей»

Для этого полезного занятия понадобятся ножницы и старая упаковка, например, от цветного картона, чая, крема, круп, сахара и т. п. Предлагаем ребёнку вырезать надписи на упаковках. Все надписи можно постепенно накапливать и использовать для развития навыков чтения ребёнка. Обычно буквы на упаковках разного цвета и формы, что может затруднять их узнавание. Упражнение в таком узнавании способствует улучшению зрительного, а именно, буквенного гнозиса и в дальнейшем поможет даже повысить скорость чтения.

«Вырезание картинок»

Вырезание картинок, и игры с ними – увлекательное занятие. Картинки можно использовать в разных играх и упражнениях: классифицировать их (съедобное-несъедобное, живое-неживое и т. д., составлять задания типа «Что лишнее», «Собери всё зелёное (круглое, сладкое, разноцветное)», «Найди картинки, названия которых начинаются на гласный или согласный звук и т. д.  А также можно их считать, составлять предложения и даже сочинять целые истории.

«Рисование скотчем»

Сейчас в продаже есть немало материалов для творчества. Цветной скотч или декоративную липкую ленту можно использовать для аппликации в домашних условиях. Достаточно показать ребёнку, как отрезать кусочек скотча и наклеить его на поверхность, и ребёнок сразу захочет самостоятельно проявить свои творческие способности таким способом. Скотчем можно украшать бутылочки, флаконы, баночки и потом использовать их для хранения разных мелочей. Такое занятие хорошо развивает моторику и творческие способности ребёнка.

Отдыхайте вместе с детьми, играйте, общайтесь!

Всем здоровья и оптимизма!